В данной статье о
чип-тюниге
двигателей
мы постараемся рассмотреть ситуации, когда, зачем и в каких
случаях необходима эта процедура и основные аргументы
"за" и
"против" осуществления
чип-тюнинга двигателя автомобиля.
1. Немного общих сведений о том, как делается
чип-тюнинг двигателя
Чаще всего чип-тюнигу ЭБУ (изменению настроек
стандартной микропрограммы управления) подвергается именно
электронный блок управления двигателем,
реже блоки управления АКПП (на некоторых автомобилях). Сама
процедура может проходить по разному для разных типов
автомобилей - на некоторых достаточно подключить специальное
оборудование к диагностическому разъему (для чтения и записи
прошивки), на других необходимо снятие блока с автомобиля и
его дальнейшее программирование в условиях лаборатории. Но
все же, современное оборудование, появившееся в последнее
время, позволяет выполнять процедуру чип-тюнинга для
большинства автомобилей без снятия и разбора блока
управления двигателем.
Обычно, клиент приезжает на автомобиле к специалисту,
который считывает его оригинальную микропрограмму и
дорабатывает ее (или отправляет на доработку) в течение
некоторого времени (клиент так же, как и прежде, может
ездить на автомобиле). Когда микропрограмма готова (это
зависит от сложности задачи и других факторов - обычно от 30
минут до нескольких дней), чип-
тюнер извещает заказчика о готовности и просит подъехать для
программирования (загрузки модифицированной программы).
Иногда у специалиста уже может присутствовать нужная
прошивка - тогда время процедуры
чип-тюнинга двигателя
прилично сокращается. Все зависит от типа автомобиля и
сложности и индивидуальности заказа. В любом случае, после
загрузки тюнинг-программы клиент обкатывает автомобиль,
находясь на гарантийном сроке и в течение некоторого времени
(срок зависит от фирмы, выполняющей чип-тюнинг и от задачи)
он всегда может попросить мастера изменить что-либо в
программе, если клиент считает, что его требования не
выполнены до конца. В любом случае, в течение срока обкатки,
клиент имеет право на отказ от тюнинга и возврат денег (с
возвратом оригинальной программы в ЭБУ двигателя), если
обещанные условия не были выполнены и программа не устраивает
клиента. Если компания, предлагающая Вам
чип-тюнинг, не
соблюдает эти условия - настоятельно рекомендуем
воздержаться от ее услуг.
На фото: многократно
перезаписываемая микросхема памяти ЭБУ, в которой содержится
программа управления двигателем некоторых автомобилей
2. Отстройка микропрограммы
Отстройка микропрограммы в соответствии с пожеланиями
заказчика, пожалуй самый сложный этап из всей процедуры
чип-тюнинга
двигателя. Тут все зависит от сложности и
индивидуальности заказа и типа системы управления
двигателем. Обычно, программист изменяет калибровки в
соответствии с требованиями клиента и затем подсчитывает
оригинальные контрольные суммы готовый прошивки. Иногда у
мастера, производящего работу, уже есть набор нужных
калибровок для Вашего автомобиля, удовлетворяющих Ваш
запрос. Тогда он экспортирует эти калибровки в оригинальную
микропрограмму ЭБУ Вашего двигателя и подготавливает
прошивку. Все эти процедуры не требуют присутствия клиента,
если только не стоит задача высокоточной отстройки ЭБУ
двигателя (чаще всего турбированного двигателя, либо с
серьезными аппаратными модификациями -
Stage2, Stage3*) - тогда необходимо кататься на
автомобиле с компьютером рядом с заказчиком для анализа и
сбора необходимых данных для дальнейшей отстройки прошивки.
При этом в выпускной коллектор автомобиля на время откатки
устанавливается специальный широкополосный лямбда-зонд (wide
band O2 sensor), соединенный с компьютером,
предназначенный для анализа состава горящей смеси в
разных режимах работы. Иногда на откатку и отстройку уходит
значительное количество времени и средств. Все зависит от
сложности поставленных задач.
3. Задачи чип-тюнинга
Принято, что главной задачей
чип тюнинга двигателя всегда является увеличение
мощности. Однако, так же, с помощью чип-тюнинга можно
изменять множество других показателей. Часто, заказчик не
является любителем быстрой езды, соответственно задача ,
стоящая перед чип-тюнером немного иная. Чаще всего клиенту нужен сбалансированный результат - повышение
динамики и эластичности двигателя автомобиля при неизменном
или уменьшенном расходе топлива. В другом случае
динамические показатели не особо интересуют клиента, а на
первом месте задача снижения расхода топлива.
Иногда клиент хочет оставить микропрограмму ЭБУ
оригинальной, лишь изменив комплектацию автомобиля (к
примеру, программно удалить сажевый фильтр дизельного
двигателя или клапан ЕГР, либо катализатор для дальнейшего
физического удаления). Задачи современного
чип-тюнинга напрямую зависят от потребностей клиента.
На фото: отстройка прошивки
программистом в специализированной программе. Одна из карт
калибровок в 3D представлении.
4. Когда чип-тюнинг
двигателя необходим :
Мы приведем несколько ситуаций, когда чип-тюниг двигателя
автомобиля (изменение микропрограммы ЭБУ двигателя )
действительно необходим:
- тюнинг, аппаратные доработки двигателя автомобиля
- перевод автомобиля на ГБО (переход на газовое топливо)
- перевод автомобиля на низко-октановое топливо
- физическое удаление катализатора (переход на ЕВРО2 -
при условии, что автомобиль имеет нормы выброса ЕВРО 3,4 или
5)
- физическое удаление противосажевого фильтра дизельного
двигателя с непосредственным впрыском топлива (в случае
невозможности регенерации фильтра возможно его программное
удаление из комплектации)
- физическое отключение клапана ЕГР (клапан рецеркуляции
отработавших газов)
- снятие или установка ограничения скорости, оборотов, ХХ
и.т.д.
- маскировка диагностических ошибок ЭБУ разного рода
5. Расход топлива и изменение ресурса двигателя после чип-тюнинга двигателя двигателя
Как мы уже писали выше, расход может и как снизиться так
и повыситься, в зависимости от поставленной задачи. В
основном, при небольшом повышении динамики автомобиля расход
не повышается а зачастую, уменьшается. Можно оптимизировать
работу двигателя, сбалансировав при этом основные
характеристики программы так, что автомобиль будет ехать
заметно лучше в разных условиях при реальном снижении либо
неизменном расхода топлива.
Что немало важно, при этом, если двигатель
полностью исправен и правильно эксплуатируется, то после
качественного чип-тюнинга
автомобиля
(только если тюнинг не нацелен на максимальную
производительность двигателя) его ресурс практически не
изменяется, по сравнению с оригинальным.
6. Мощностные и динамические характеристики двигателя
после процедуры чип-тюнинга
- Для бензиновых атмосферных двигателей реальный прирост
мощности после чип-тюнинга
двигателя около 5-7%. Эта
цифра выглядит очень маленькой, но в реальности, автомобиль
меняет свой характер и заказчик ощущает это сразу, после
первой поездки на новой прошивке. Это достигается благодаря
оптимизации основных калибровок ЭБУ двигателя автомобиля.
- Для бензиновых турбированных двигателей прирост
мощности после
чип-тюнинга
автомобиля может составлять до 35%
(а при доработках *Stage2
и 3 еще более)
- Для дизельных двигателей нового поколения с
непосредственным впрыском топлива возможно очень заметное
повышение мощности (до 25 %) при
неизменном, либо увеличенном до 5-10%
расходе.
7. Экология.
Безусловно, если одной из задач чип-тюнинга стоит
перевод автомобиля на нормы ЕВРО-2 с более современных норм
Евро-3,4 или 5 для последующего удаления катализатора, к
примеру, то после прошивки автомобиль будет выдавать в
атмосферу несколько возросший уровень выбросов, чем до
прошивки на ЕВРО-2. Выброс вредных веществ на таком
автомобиле в любом случае укладывается в действующие в
Российском законодательстве нормы, и эксплуатация
автомобилей с системой выбросов Евро-2 разрешена. Я думаю,
когда Вы проезжаете в пробке мимо чадящего Камаза где-нибудь
на МКАДЕ и чувствуете каждой клеткой тела, сколько смога
исходит от такого автомобиля, или видите множество
автомобилей Российского автопрома 90-х годов выпуска с
отсутствием ЕВРО норм как таковых, которых так же хватает на
наших дорогах, вопросы о вреде экологии от чипованного,
пусть даже с нормами ЕВРО-2, автомобиля, сами собой
отпадают.
8. Выводы - "ЗА"
и "ПРОТИВ"
ЧИП-ТЮНИГА
Наше однозначное мнение -
чип тюнинг
автомобиля необходим в
некоторых случаях! В определенных случаях это
единственное решение при выходе из сложившейся ситуации.
Надеемся, что Вы сами оцените все
"ЗА" и
"ПРОТИВ" ЧИП-ТЮНИГА
ДВИГАТЕЛЯ после прочтения этой краткой статьи.
* Stage2, Stage3 -
дословно переводится как уровень 1 и 2. Уровни чип-тюнинга
двигателя автомобиля. Прошивки Stage 2,3
(Уровни 1 и 2 ) возможны только на автомобиле с
серьезными аппаратными доработками выпуска, впуска, наддува,
системы топливоподачи и впрыска и т.д. |